Страница для команды "Умники и умницы"

Команда “Умники и Умницы” Кемеровская область, Киселевск



Девиз команды “Умники и Умницы”

       Не доволен - возражай,
                Возражаешь - предлагай,
                          Предлагаешь - делай,
                                 Берись за дело смело!


Наша эмблема



Наша команда

Анастасия В. - историк
Анастасия С. - исследователь
Алина М. - историк
София К. - лингвист
Артем Ш. - биограф
Николай П. - биограф
Елена Ш. - лингвист
Дарья К. - художник

Координаторы:
Сорокина Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ “Лицей №1”, г. Киселевск

Мещерякова Надежда Владимировна, учитель изобразительного искусства, МБОУ “Лицей № 1”, г. Киселевск

                 Приветствие соперникам


9eFnL_Ut6gU.jpg
Желаем Вам, желаем Вам…
    Чтоб лучший приз достался Вам!
          И, обучаясь вместе с вами,
                Мы останемся друзьями.
                     Пусть борьба кипит сильней,
                            И наша дружба вместе с ней.
                                   Желаю вам место занять призовое,
                                           Но не первое, а второе!
                                                    Мы хотим лишь пожелать
                                                           Вам показать себя на пять.
                                                                   Мы пришли здесь победить,
                                                                           Лучшими желаем быть!


Цель работы в проекте:
Узнать, что хотел сказать потомкам А.С.Пушкин, создавая произведение “Капитанская дочка”



Ссылка на таблицу З-И-У-К


                                      1 этап "К  барьеру"

Проблемный вопрос: "Как русское общество 19 века относилось к дуэлям?"

Русское общество в 19 веке неоднозначно относилось к дуэлям. Они проводились по малейшему поводу, часто лишая дуэлянтов жизни.  Дворянская молодежь считала дуэль единственным средством защиты своей чести.

 

Гугл - карта " По местам  путешествий А.С.Пушкина"


                        

                           2 этап "Честь превыше всего"


            Эссе "Образ дома, семьи в жизни А.С.Пушкина"


       Семья и дом – это главное, очень нужное для каждого. Дом – это не просто место, где живет человек. Дом – это прежде всего любовь. Когда человека любят, то ему уютно, тепло, он окружён заботой и сам заботится о своих любимых. И тогда человеку хочется жить, у него всё получается, и даже беда ему не так страшна. А ещё важно, что каждый член семьи не сам по себе, а как звено фамильной цепочки. Чем теплее отношения между родными – тем прочнее фамильная цепь, род.

       Всё это очень хорошо понимал и чувствовал Александр Сергеевич Пушкин.

       Будущий поэт рос в дворянской семье. Его отец, Сергей Львович, воспитание детей перепоручил жене, Надежде Осиповне из рода Ганнибалов. Красавица-"креолка" была поглощена светскими обязанностями, а воспитанием Александра, Льва и Ольги занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, крепостная няня Арина Родионовна и многочисленные гувернеры и учителя, преимущественно иностранцы. 

       Бабушка была "ума светлого и по своему времени образованною". Мальчик заслушивался ее рассказами о Пушкиных и Ганнибалах, чьи имена нашли свое место на страницах русской истории.

      Арина Родионовна была, по словам Ольги Сергеевны, "настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич любил ее с детства". Благотворное влияние оказал на впечатлительного мальчика и крепостной Пушкиных, его дядька, Никита Тимофеевич Козлов. Они совершали вместе прогулки по Москве и ее окрестностям, посещали достопримечательности древней столицы, народные гyляния.

        Многие часы он проводил в библиотеках отца, дяди и знакомого семьи сенатора Д. П. Бутурлина - владельца уникального книжного собрания. Иногда отец сам читал детям Мольера по-французски. Все это действовало на живое воображение девятилетнего мальчика и пробудило в нем "дух подражания и авторства". Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера и Вольтера в комедии "Похититель" и в шутливой поэме "Толиада". Это были первые литературные опыты будущего великого поэта. 

     Именно из-за отсутствия родительского внимания поэт долго не женился. Встретив Наталью Гончарову, А.С.Пушкин сумел рассмотреть в ней не только красивую женщину, но и любящую и заботливую мать.

       Пушкин своим гениальным чутьем уловил в Наталье редкое и прекрасное – невинность, естественность и красоту в чудной гармонии с прекрасным воспитанием и скромностью. Даже кротостью, то есть с тем замечательным качеством, которым обладали лучшие героини его сказок. Помните, в «Сказке о мертвой царевне» царевна была «нраву кроткого такого»?! А внешностью Наталья Николаевна очень похожа на Царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане»: стройная, с красивой лебединой шеей, в красивом платье с рюшами, похожими на нежные распушённые перья, и даже со «звездой во лбу» – украшением – диадемой.

       Ради своей семьи он был готов на любые жертвы: "Я женюсь, то есть я жертвую независимостью, моими привычками, уединением, непостоянством"

       Александр Сергеевич был замечательным отцом: любящим, заботливым.
Во время вынужденных отлучек он постоянно беспокоился и справлялся о детях в письмах: «А Маша- то? Что ее золотуха?», «Начала ли говорить?», «Говорит ли Маша? Ходит ли? Что зубки? Саше подсвистываю»; «Целую Машку, Сашку и тебя, благословляю тебя, Сашку и Машку, целую Машку и так далее, до семи раз»; «Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки? Что дом наш, и как ты им управляешь?..»

      Об отношении к сыну Саше видно из письма Натали: «Сашей очарован. Всегда присутствует, как его маленького одевают, кладут в кроватку, убаюкивают, прислушивается к его дыханию. Уходя, три раза его перекрестит, поцелует в лобик и долго стоит в детской, им любуясь».

       А про Машу писал: «Вот тебе мой зарок: если когда-нибудь нашей Маше придет фантазия хоть один стих написать, первым делом выпори ее хорошенько, чтобы от этой дури и следа не осталось».

       После рождения сына Григория и дочери Натальи Пушкин написал такие радостные и мудрые слова: «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться».

       Таким образом, мы видим, что А.С.Пушкин был не только гениальный поэт, но и прекрасный семьянин. Он трогательный, нежный, заботливый отец, любящий муж, для которого семья, дом - самое главное в жизни. Поэтому основными темами в творчестве А.С.Пушкина - СЕМЬЯ И ДОМ.


Лента времени

Лента новая нажать List


Ответ на проблемный вопрос "Как вы понимаете высказывание " Погиб поэт - невольник чести?" 

Мы считаем, что А.С.Пушкин действительно невольник чести, так как оказался заложником правил общества в котором жил. Только подчиняясь этим правилам, он мог защитить свою честь и честь своей семьи.

                           Третий этап "Воспитание - великое дело!"


Ментальная карта                                                           " Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина по отношению к семье капитана Миронова".

Советы по воспитанию от родителей

БОНУСНОЕ ЗАДАНИЕ. Мини-исследование. 

       Особый интерес в "Капитанской дочке" А.С.Пушкина  вызывает происхождение фамилий Гриневы и Мироновы. Давайте попробуем раскрыть значение каждой фамилии.
       Фамилия Гринев восходит к крестильному мужскому имени Григорий, которое в переводе с греческого означает «бодрствующий». Оно имеет ряд производных разговорных форм, одна из которых — Гриня — и легла в основу данной фамилии.
        Гринёвы (Гриневы) — русские дворянские роды.
       Родоначальник первого из них — от Сергей Гринёв, который был пожалован вотчиной за «московское осадное сиденье» (1608 год). Потомство его внесено в VI ч. родословной книги Орловской губернии. Второй род происходит от Ивана Захарьевича Гринева, верстанного поместьем в 1673 г.и был записан в VI ч. родословной книги Орловской губернии, но затем Герольдией перенесен во II ч. родословной книги. История третьего рода берёт начало от Петра Евстафьевича Гринева, верстанного поместным окладом в 1689 году; этот дворянский род был записан в VI ч. родословной книги Курской губернии. Начало четвёртой ветви Гринёвых было положено Василием Гриневым, испомещенного в 1626 году (род также, как и предыдущий, был записан в VI часть родословной книги Курской губернии). Пятый род начался от Назария Гринева, вёрстанного поместьем в 1680 году. Род был записан в VI часть родословных книг Орловской и Курской губерний, однако официально Герольдией утвержден не был. От Тимофея Дмитриевича Гринева, которому в 1686 году была пожалована вотчина в Мценском уезде берёт начало шестой род этой фамилии, который был записан в VI ч. родословных книг Курской, Воронежской и Тульской губерний, однако, позднее был Герольдией перенесен во II часть родословной книги. Родоначальник седьмого рода — Денис Гринёв, испомещенный в 1627 г.род был записан в VI ч. родословной книги Курской губернии, но, как и предыдущий, Герольдией утвержден не был. История третьего рода берёт начало от дворянина Василия Герасимовича Гринева из Москвы. Этот род записан в VI ч. родословных книг Воронежской губернии и Орловской губернии, но затем Герольдией был перенесен во вторую часть родословной книги. Начало четвёртой ветви этой фамилии было положено Евтихием Гринёвым (род записан в VI ч. родословной книги Воронежской губернии).      Остальные дворянские роды этой фамилии более позднего происхождения.
      Сына Андрей Петрович Гринев на­звал Петром в честь своего отца. Это говорит об уважении к семейным традициям. Петр по-гречески значит «камень» , предполагает твердость характера, силу духа у обладателя этого имени.

      А вот перед нами семья Мироновых. Что же означает их фамилия?
  Основой фамилии Миронов послужило церковное имя Мирон. Фамилия Миронов образована от древнегреческого имени Мирон, что означает миро. Имя Мирон в русском языке кое-где стало нарицательным. Так, в пермских говорах мироном называли незаконнорожденного. Однако версия происхождения фамилии от имени представляется более правдоподобной. 
      Покровителем имени Мирон считался священномученик Мирон Кизический. Известно, что во правления императора Декия святого подвергли жестоким мучениям, за то, что он обличал идолопоклонство. Согласно преданию, его бросили в печь, но огонь пожег мучителей, а мученик остался невредимым. После этого из тела мученика стали резать ремни и, наконец, отдали на съедение зверям, но звери не тронули Мирона. Тогда святого мученика отвели в город Кизик и там усекли мечом.
       На Руси же верили, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или трудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека. Мирон, со временем получил фамилию Миронов.
    Человек с таким именем или фамилией считался божьим человеком, и когда родители давали своему младенцу такое имя, они свято верили в то, что он всю жизнь проживет под опекой господа бога. 
      Мироновы – это очень большой род, которые растет и по сей день. Нельзя сказать, что это самая часто встречаемая фамилия в мире, однако, она достаточно популярна в пределах нашей родины, и носителями данной фамилии являются гордые и честные люди.
      Писатель  восхищается  высокими моральными качествами семьи Мироновых, верностью долгу, хотя и не скрывает их ограниченности. Один из эпиграфов прекрасно раскрывает авторское отношение к Мироновым: «Старинные люди, мой батюшка...»
   Эти семьи взаимно дополняют друг друга. Они похожи атмосферой добра, простоты, искренности, обе семьи воспитали хороших детей.

Ссылка на источники: 
http://www.school-essays.info/semya-mironovyx-v-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-plan/

А как же воспитание в семье повлияло на становление личности П.Гринева и А.Швабрина? Ответ на форуме.

Без воспитания никуда. Воспитанного человека везде уважают. Но воспитанием детей в 19 веке занималась семья. Семья, в которой родился Петр Гринев была православной, придерживалась нравственных законов, на которых основано библейское учение.  Отец нес ответственность за свою семью и за воспитание сына. Для старого Гринева соблюдение офицерской чести превыше всего. Потому и дает он своему сыну такой наказ: "Береги честь смолоду!" Петр Гринев наказ отца впитывает в себя, как губка, и ослушаться отца боится. Слово родителя для него закон. Потому и готов драться он на дуэли со Швабриный, что считает своим долгом не только защищать свою честь, но и честь дорогой ему девушки. О воспитании Швабрина нам ничего не известно. Он сослан был в Белогорскую крепость за смертоубийство, что говорит о его несносном характере и заносчивости.  Офицерская честь для него ничего не значит, поэтому он поступает на службу к самозванцу. Можно предположить, что не было в семье Швабрина достойного воспитания.




Четвертый этап "Семья - это важно!"


Ответ Петра отцу от лица современного ученика.

Здравствуй, дорогой отец!
     Сегодня я получил твоё письмо.Как дела в поместье? Как здоровье моей любимой мамы? Ты пишешь, что она больна. 
     Меня очень разочаровало твоё письмо, где Ты не даёшь своё благословение  на брак с Марьей Ивановной Мироновой. Я всегда был послушным сыном, но так как очень люблю Марью Ивановну, осмелюсь ослушаться и жениться на дочери капитана Миронова. Я не могу отказаться от своего счастья. Когда Вы меня с мамой провожали, то говорили, чтобы я поступал честно, был ответственным человеком. Поэтому, я принял твёрдое решение, Вы скоро познакомитесь с Машей познакомитесь. Она очень хорошая девушка: умная, добрая, милая. Марья Ивановна отказалась выйти замуж за Швабрина, но он решил отомстить ей, распуская нехорошие слухи. А то, что было написано о ней в письме - ложь. Я дрался за честь девушки, которую очень люблю. Я думаю ты меня поймешь, отец.
     Передавай привет маме. Надеюсь она быстро поправиться, услышав добрую весть.Целую тебя и маму. Жду с Вами встречи.
                                                                                         Ваш сын Петр.


Цифровая история

Заключительный этап "Человек - это звучит гордо!"

Ответ на основополагающий вопрос 

"Как остаться Человеком?"

Мы считаем, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Человек, лишенный этого чувства, неспособен жить в кругу себе подобных, не навредив окружающим. Он может уничтожить весь мир, если его не остановить. Такие люди сдерживаются не внутренними, а внешними оковами - страхом наказания, тюрьмы, одиночества и т. д. Но это еще не самое плохое. Человек, предавший собственную душу, поступивший вопреки чести и совести, уничтожает себя самого. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - падение моральных устоев - это одно из сложнейших состояний человека, всегда волновавших писателей. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.


Кодекс чести ученика 21 века

Словарь



А сейчас вопрос для любознательных!!!
Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей, - такой видят главную мысль романа (повести) некоторые литературоведы. 
Согласны ли вы с такой точкой зрения? Актуально ли изучение повести сегодня?

1.  Вопрос чести, долга занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства. Можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле.
 Потеря чести – это падение моральных устоев, за которыми следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека. Целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.
Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема и есть одна из центральных в великой русской литературе.
История была неотъемлемой частью жизни и творчества Пушкина. Поэта интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории.

2.  Вечные Проблемы которые поднимает Пушкин. В повести «Капитанская дочка» описаны не только события Пугачёвского бунта, но и затронуты вечные проблемы чести, долга, человеческого достоинства, роли личности в истории, эти проблемы интересовали и всегда будут интересовать человечество. Ведь и в наши дни есть люди похожие не только на Гринёва, но к сожалению и на Швабрина.

3. Нас поразило мнение М.И. Цветаевой, высказанное ею в статье “Пушкин и Пугачев”. Она считает, что Пушкин был очарован своим героем. “От Пугачева на Пушкина… шла могучая чара… Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя ее круглой сиротой…, такого любить никакая благодарность не заставит. А чара и не то заставит. В “Капитанской дочке” Пушкин подпал под чару, подпал и до последней строки из нее не вышел… Чара – в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара в его опасной ласковости, чара в его напускной важности.


Гринев из-под чары не вышел, Пушкин из-под чары не вышел”. Стало быть, Пушкин изобразил Пугачева “чаровником”.

4. Пушкин-художник показал личность Пугачева. “Его видишь, его слышишь”, - писал П.Вяземский. Пугачев был фигурой таинственной, и Пушкин стремился постичь природу этого человека. Изображение Пугачева позволило Пушкину показать два мира – мир, который возглавляет Пугачев, и мир, который противостоит ему, мир, который возглавляет Екатерина. Он показал два народа, две правды в одной империи.
Пока противостоят два мира, бунт неизбежен. Очень страшный бунт, несущий смерть и разрушение. И неизбежно его подавление.  К такому решению он приходит, так как ясно понимает: бессмысленный бунт обречен на провал. Это доказала история (поражение декабристов, поражение пугачевского восстания)

5. Во время бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших и предать свою Родину, в отличии от Швабрина,который при первой возможности перешёл на сторону бунтовщиков. 

6. Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Между ними принято понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье. 

7. К лучшим представителям дворянства в этой повести можно отнести Петра Гринева. Отец отправляет Петра защищать отечество, служить императрице. Наблюдая за Петром Гриневым в это время, с уверенностью можно сказать, что юноше уже знакомы понятия честь и благородство. Однако, настраивая нас на восприятие Петра Гринева как положительного героя, Пушкин не стремится идеализировать его. 

8. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Савельич раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

9. Писатель Ф. Искандер считал: “В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни”.
Пушкин воспел высокую нравственность Савельича – его святую преданность людям. У Савельича “преданность" выступает во всех обличиях. Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах, он воспел и в образе Савельича. Идея преданности с неожиданной силой погружает нас в уют, спокойствие и доверие”. 
10. Мы согласны с утверждением литературоведов что главная мысль повести это -подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей. 

Ссылки на источники:
1. http://www.myshared.ru/slide/403341/
2. http://festival.1september.ru/articles/614318/
3. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/09/26/tema-aktualnost-povesti-a-s-pushkina-kapitanskaya-dochka-v

3 комментария: